В настоящее время на территории области участились случаи совершения противоправных действий, когда мошенники осуществляют звонки с использованием подмены номера (IP-телефония), что в свою очередь позволяет использовать номера, которые похожи на номера банков с официальных сайтов. Также для осуществления звонков используется мессенджер «Viber» с изображением логотипа банковского учреждения, данный тип мошенничества называется «ВИШИНГ».
При установлении контакта с потенциальной жертвой мошенники представляются сотрудниками банковского учреждения, сообщают о попытках совершения подозрительных операций по счету, предлагают подтвердить их легитимность. После чего завладевают реквизитами платежных карточек (номер, срок действия карточки, СVV/CVC-код), СМС-кодами, направляемыми от имени банковского учреждения.
Что необходимо знать гражданам в следующих случаях:
- Поступают звонки с анонимного номера или номера схожего с номером банка.
Сотрудники банка не вправе выяснять в ходе телефонной беседы конфиденциальные сведения о клиенте (полный номер банковской платежной карты, срок ее действия, CVV-код, личный номер паспорта клиента, содержание СМС-сообщений от банка, и т.п.).
- Собеседник просит скачать какие-либо приложения из магазина приложений для мобильных устройств “PlayMarket” или “AppStore”.
Сотрудники банка никогда не просят устанавливать какие-либо приложения, так как программы, предлагаемые для скачивания «лжебанкирами», являются программами удаленного доступа и управления компьютерами и другими устройствами под управлением Windows, MacOS, Linux, а также Androidи iOs
- СМС якобы от банка приходит в новую переписку.
Не спешите переходить по ссылкам в сообщениях, предоставленных якобы банком.
- Собеседник не может ответить на простые вопросы, при условии того, что настоящий сотрудник банка видит на экране компьютера всю информацию о клиенте, которая есть в базе банка.
Если собеседник не готов ответить на простой вопрос, например, назвать остаток по карте или последнюю операцию, то вероятно
это мошенник.
- Собеседник спрашивает данные карты или СМС-код.
Смс-код— один из главных паролей. Сотрудники банка никогда его не спросят, так же как и CVV на обратной стороне карты.
- Вам обещают выгоду без усилий.
Чтобы завлечь жертву, мошенники обещают солидный доход быстро и без усилий: супер прибыльную работу, беспроигрышные конкурсы, курсы, которые сделают всех богатыми. Но мошенники могут взять предоплату за обучение и пропадут. Или посулят приз и выманят у вас данные карты якобы для перевода выигрыша.
- Собеседник торопит вас или пытается переубедить.
Сотрудник банка никогда не будет настаивать или торопить клиента.
- Ошибки в сообщении.
У банка есть бдительные редакторы, а вот мошенники пишут с ошибками. Не дайте неграмотному преступнику вас обмануть.
- Имя отправителя написано неправильно.
Мошенники регистрируют адреса, похожие на названия банков.
Тут срабатывает особенность восприятия: мы считываем смысл слов даже, если буквы в них перепутаны. Когда приходит такое смс, вас должно насторожить ещё и то, что сообщение оказалось в новой переписке.
ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ:
- Если вы хотите убедиться в надёжности собеседника, спросите его имя, а после перезвоните в банк по официальному номеру и попросите переключить на человека, который вам звонил.
- Если не уверены в собеседнике, попросите его назвать номер карты или остаток на счёте.
- Не паникуйте, если вам сообщают о блокировке счета. Позвоните в банк по номеру, указанному на сайте или на карте.
- Не обращайте внимание на обещания лёгких денег или выгоды без усилий.
- Если собеседник торопит вас или спрашивает смс-код, то вы говорите с мошенником!
- Внимательно читайте сообщения из банка. Мошенники используют имена отправителей, похожие на названия банков, и допускают ошибки в тексте.